Алексей Силантьев - Алексей Силантьев

Алексей Силантьев

любовь к гитаре - это на всю жизнь

Несколько слов о мастере

Алексей Силантьев — один из ведущих гитарных мастеров Санкт-Петербурга. На его инструментах в разное время играли концертирующие гитарные исполнители России и Европы, ученики музыкальных школ и студенты музыкальных ВУЗов неоднократно побеждали на престижных международных конкурсах, исполняя свои программы на инструментах Алексея Силантьева.
Для многих гитарных мастеров инструменты Алексея Силантьева сегодня — это стандарт качества исполнения и образец звучания классического гитарного инструмента.

Производству струнных музыкальных инструментов Алексей Силантьев посвятил более 20 лет своей жизни, непрерывно совершенствуя и оттачивая свое мастерство, постоянно изучая старинные и современные образцы, перенимая лучший опыт других мастеров.
Сегодня Алексей Силантьев работает в таких гитарных направлениях как классическая, романтическая, русская семиструнная, барочная и акустическая гитара. На основании исторических и археологических данных мастер воссоздал средневековые гусли, имевшие широкое распространение в Новгороде и Пскове, а также такой инструмент, как лира, относящийся к раннему средневековью в Европе.

Самое пристальное внимание Алексей уделяет материалам, которые используются им для создания музыкальных инструментов. Большая часть из них отбирается и приобретается им лично у поставщиков-партнеров в Европе.

Важным для мастера является и постоянное внедрение самых последних разработок в области изготовления струнных инструментов. Наиболее важным среди них является производство гитар с двойной верхней декой (double top). По мнению многих исполнителей, именно гитары с двойной декой стали сегодня стандартом концертного инструмента.

Как это было…

Тяга к музыке и по-настоящему хорошему звуку проявилась у Алексея Силантьева уже в юные годы. Так получилось, что еще школьником он начал чинить и доводить до ума старые гитары. Были среди них как фабричные, так самодельные инструменты, попадались редкие дореволюционные экземпляры. Изучать, как они устроены и собраны было необыкновенно интересно. Уже тогда Алексей понял, что способен менять звук инструмента. Играя на попадавших в его руки гитарах, доводя их до ума, Алексей знал, что однажды создаст свою собственную гитару.

Жить вместе с инструментом…

Как правило, со временем инструмент начинает звучать лучше, чем только что склеенный, но бывает и наоборот. При этом гитара, на которой играют постоянно и правильным звуком, «разыгрывается», а лежащий без дела инструмент, либо тот, на котором играют неправильно может только «потерять» звук. Порой, совсем, на первый взгляд, негромкий инструмент способен озвучить большой концертный зал, а другой — звонкий и яркий — быстро теряется даже в небольшой аудитории.

Отдавая музыкантам созданные на заказ гитары, Алексей понимал, что лишен возможности видеть инструмент в динамике, изучать его, слышать как меняется его звук и тембр, как по-иному реагирует инструмент на звукоизвлечение, на смену струн и манеру игры. А ведь именно это больше всего интересовало мастера, давало бесценную информацию для анализа, позволяющую расти профессионально, создавать новые конструкции, использовать новые материалы.

Поэтому, хорошо владея игрой на классической гитаре, Алексей Силантьев на протяжении почти 15 лет был активным участником концертировавших в те годы в Санкт-Петербурге и Лениградской области музыкальных творческих коллективов. Дуэты гитар, гитары и скрипки, гитары и флейты, аккомпанемент для исполнителей романсов — все это не только не отвлекало от основного направления — работы над созданием инструментов, а наоборот, позволяло создавать инструменты вдумчиво, осмысленно, учило делать их звучание таким, каким требовали того стоящие перед музыкантом задачи.

Гитара — универсальный инструмент, но звучание ее может быть очень разным. Так классический концертный инструмент, предназначенный для сольных выступлений, сослужит вам плохую службу, если вы возьметесь аккомпанировать на нем цыганские романсы, а гитара фламенко совсем не подойдет для исполнения классических произведений.

Все это не понаслышке и не в теории, а на практике познал и научился воплощать в своих инструментах Алексей Силантьев.

Ученические гитары: расти вместе с инструментом

Правильное звукоизвлечение играет очень важную роль, когда мы говорим о таком инструменте, как классическая гитара. Инструмент, отменно звучащий в руках одного исполнителя, может совсем не раскрыться в руках другого. Непрестанно находящийся в поиске лучшего звука, Алексей Силантьев не мог оставить это без внимания. Его интересовало, как помочь зазвучать классической гитаре в руках тех, кто только учится извлекать звук из этого непростого в освоении инструмента.

Годы сотрудничества с педагогами и наличие собственного преподавательского опыта позволили качественно решить эту задачу, предложив юным музыкантам то, что правильнее всего назвать «ученическая гитара».

Сам термин «ученические гитары» достаточно спорен. Говоря по правде, ученический инструмент не должен отличаться от обычного, концертного инструмента, способного порождать по-настоящему хороший, глубокий, богатый звук. Простой звук — это не атрибут ученического инструмента, как, заблуждаясь, считают многие, а скорее атрибут простого инструмента.

Суть «ученической гитары» заключается в ее настройке, «подгонке» под конкретного исполнителя. Это и высота струн, и сила их натяжения, и многое другое, что позволяет инструменту раскрыться именно в руках этого юного музыканта. Часто бывает, что спустя несколько лет инструмент у ученика совсем перестает звучать. Это происходит потому, что ученик «перерастает» инструмент. И вот тогда надо вновь настраивать гитару под уже подросшего музыканта, под более сильные руки и более взрослое звукоизвлечение.

И потому, создавая гитару на заказ для учеников музыкальных школ, Алексею Силантьеву чрезвычайно важно познакомиться с учеником лично, понять, как и что он играет — только в этом случае получится инструмент, который не просто будет хорошо звучать, но и будет удобен для ученика.